История шоколада. Часть 2: Появление в России

Вторая часть поведает о появлении какао в Херсонесе и о том, как быстро шоколадный напиток распространился на территории Российской Империи.


Рождение шоколадной истории на территории России имеет четкую дату — 26 сентября 1786 года к пристани Херсона причалил парусник, с которого на берег сошел будущий знаменитый революционер Франсиско де Миранда. Почетный гость из далекой Венесуэлы прибыл в рамках налаживания дипломатических отношений между Россией и Латинской Америкой. В качестве одного из гостинцев Миранда привез с собой диковинный для русских продукт, в изобилии произрастающий на его родине — какао, а также рецепт напитка, коим он потчевал императрицу Екатерину II и ее приближенных — князя Вяземского и князя Потемкина.

 Франсиско де Миранда

Франциско де Миранда

(Венесуэльский революционер, первым привезший какао в Россию)

Рассказы гостя о свойствах шоколада, о его популярности среди европейских монархов, а также о венесуэльских плантациях какао-деревьев достигли своей цели. Екатерина II оформила заказы на покупку шоколада для императорского двора, и, кроме того, написала рекомендательные бумаги к дипломатическим миссиям России в Европе с повелением об оказании всяческой помощи и содействия предъявителю этих писем.

Обычай принимать шоколадный напиток после обеда прижился при дворе и распространился по всей Северной столице. Шоколад начал шествие и по России. А с 1847 года рождается предприятие купца Абрикосова, которое в дальнейшем станет основным поставщиком шоколадных сладостей — конфет, плиток и т.д. Удивительная упаковка, настоящее произведение искусства, умелая реклама и огромное количество фирменных магазинов сделали «абрикосовские» сладости одними из постоянных гостей на столах. Именно ему мы обязаны и появлением прообраза современного киндер-сюрприза, и сладкими символами Нового года — шоколадными фигурками в яркой фольге.

Абрикосов А.И..jpg

В Советском Союзе шоколадные продукты первоначально подвергались острой критике как деликатесные удовольствия буржуазии. Только в начале 60-х годов правительство предприняло масштабную кампанию по возрождению и популяризации шоколада, целью которой было создание собственной продукции по доступной цене. Результатом стал известный шоколад «Аленка», который остается одной из популярных марок и сегодня, во времена разнообразия и широкой доступности шоколадной продукции.

"Аленка"

Дизайн знаменитой шоколадки "Алёнка"  60-х годов