Принципы наименования сортов кофе

Количество разновидностей кофейных деревьев сложно поддается подсчету и классификации. Существует огромный список, из которого активнее всего используются только четыре вида. Именно эти виды деревьев, а точнее, собранные с них зерна впоследствии участвуют в приготовлении различных кофейных напитков.


Следует отметить, что понятия «вид» и «сорт» в кофейном деле кардинально отличаются, и путать их не стоит. Вид — это общее наименование для разновидностей растений в ботаническом плане. Это понятие очень обширное, включающее в себя гораздо больше, чем сорт. В кофейном деле существует более девяти десятков видов кофейных деревьев, различающихся по внешнему виду и по качеству ягод. К сортам же причисляются различные гибриды и культивары, имеющие свои уникальные особенности и характеристики, получаемые преимущественно в результате селекции.

Виды кофе

Из существующих разновидностей наиболее распространены в мировом использовании всего две: 

  • арабика; 
  • робуста.

На их долю приходится около 98 процентов всего производимого в мире кофе, причем до 70 процентов от этого количества занимает арабика. Это самый популярный в мире вид кофейного дерева. Зерна арабики имеют более вытянутую и выпуклую форму, а также более изогнутый шов посередине зерна. Арабика по сравнению с робустой более чувствительна к климатическим условиям, но и результат дает лучше: для нее характерно пониженное содержание кофеина, более приятный мягкий вкус и насыщенная кислинка, высоко ценимая дегустаторами.

Робуста — менее капризный вид, родом из Африки, содержащий больше кофеина и характерный горьковатый привкус. На кофейном рынке робуста ценится меньше, чем арабика, однако ее активно используют в приготовлении различных кофейных смесей для кофемашин. В качестве моносорта практически не применяется. Внешне зерно робусты более короткое и круглое, с ровным швом.

Сорта кофе

Сорт — гораздо более узкое понятие, куда относятся, например, Копи Лювак, Ямайка Блю Маунтин, Бразилия Бурбон и т.д. Точное количество сортов назвать невозможно, поскольку селекционеры по всему миру ведут непрекращающиеся работы по созданию новых сортов с более высокой устойчивостью к болезнетворным поражениям и неблагоприятным климатическим условиям. Поэтому периодически на рынке появляются все новые и новые сорта. Для их классификации используется ряд критериев, куда относятся:

  • местность происхождения; 
  • вид дерева; 
  • географическая привязка; 
  • коммерческое именование; 
  • название порта для отправки в другие страны и т.д.

Кроме того, в названии сорта нередко можно увидеть маркировку качества. Например, буквы AA или A в названии указывают на высокое качество сорта. Аббревиатура может быть указателем на уровень выращивания (SHG — зерна из горной местности и т.д.).

Особенности названий сортов

Основным фактором для выдачи сорту определенного названия в первую очередь становится географическая местность. В названии практически любого сорта заглавным словом идет страна происхождения: Бразилия Бурбон, Йемен Матари и т.д. К исключениям относится, например, Копи Лювак, в названии которого отсутствует Индонезия.

Указание на страну, откуда родом кофейное зерно, в названии сорта обязательно, в отличие от остальных критериев, которые присваиваются в дополнительном порядке. Наиболее распространен следующий шаблон: страна плюс уникальная метка. В относительно недавнее время появилась практика наименования по региону как приставка к стране, например, Эфиопия Иргачефф. В этом случае для уникальности названию дополнительно присваивается название фермерских плантаций, как в варианте Коста-Рика Тарразу ла Пастора.

Далее идет техническая информация. Как и было упомянуто выше, в названии нередко можно увидеть маркировку уровня произрастания: HB/HG для сортов, растущих на 1200-1400 метров, и SHB/SHG для сортов с высоты более 1400 метров. Это важный показатель, поскольку высота выращивания дерева оказывает влияние на плотность зерна — чем выше, тем плотнее. А более плотные зерна характеризуются повышенной кислинкой во вкусе и, соответственно, большей ценностью.

Влияет на именование также и размер, присваиваемый посредством скрининга. По результатам просеивания зерно ранжируется от 12 до 20 размера. Больший размер часто указывает на более насыщенный вкус кофе, хотя руководствоваться этим критерием как единственно верным не стоит, поскольку размер далеко не всегда оказывает влияние на вкусовые качества. Скрин может быть заменен буквенной аббревиатурой (AA равняется скрину 18.5-20, A — 17-18 и т.д.). Параметр грейд также обозначает размер зерна или способ обработки, если речь идет об эфиопском кофе: грейд один-два — влажная, грейд три-пять — сухая.

В целом можно выделить такую схему именования: местность (страна), регион, уникальный указатель, техинформация. Это схема не универсальна, но наиболее часто применяется среди профессионалов. Для потребителей эта терминология может быть слишком запутанной, поэтому при реализации названия укорачиваются для упрощения запоминания и поиска.