История чайного пакетика

Культура употребления чая насчитывает десятки веков, и за это время ритуал приготовления, включающий в себя заварной чайник, листья и горячая воду, оставался неизменным вплоть до 1904 года, когда американский торговец чаем Томас Салливан задумался о презентации своего товара.

Вместо традиционных дорогих жестяных банок Томас упаковал свою продукцию в роскошные шелковые мешочки с тесьмой, причем каждый мешочек содержал дозу листьев ровно на одну кружку. Это были обычные пробники, призванные продемонстрировать потребителям богатую палитру имеющихся сортов. О дальнейших событиях исторические сведения умалчивают — случайно ли уронили мешочек в чашку с кипятком или положили намеренно, сказать сложно. Но итог был неожиданным: удобство новой упаковки оценили по достоинству, и чайный пакетик начал отсчитывать свою собственную историю.

Первый вклад в популярность заварки в пакетике внесли рестораторы Нью-Йорка. Затем, во время первой мировой войны, дрезденская фирма Teekanne воспользовалась идеей Салливана и организовала производство и поставку на фронт изделий, получивших среди солдат негласное прозвище «чайные бомбы» — за скорость и удобство приготовления. Только в целях экономии мешочки были уже не из шелка, а из марли. «Марлевый бум» достиг своего апогея в США 30-х годов XX века, когда на один только рынок чая уходило около 7 млн метров марли ежегодно.

история чайного пакетика

Как менялся чайный пакетик

Однако марлевая ткань не самым лучшим образом влияла на вкусовые свойства заваренного напитка. Поэтому американский инженер и изобретатель Фэй Осборн, работавший в компании по производству бумаги, задумался о поиске нового материала, который будет дешевой альтернативой существующим упаковками и никак не скажется на вкусе чая. Он пробовал различные виды тропических деревьев, японскую бумагу для сигар, сырье из ананасовых листьев и много другого. Только манила, материал для плетения канатов, стала наиболее подходящим вариантом, и уже к 1934 году инженером был налажен выпуск специальной бумаги для чайных пакетиков, изготовленной из волокон манилы. Его изобретение пользовалось популярностью и в других отраслях, но следующая война перечеркнула успех, так как манила перешла в категорию важных товаров для военных нужд. Изобретатель не сдался и к 1942 году разработал новый сорт бумаги, а также придумал соединять края мешочков при помощи горячего прессования, а не ниток, тем самым открыв пакетикам дорогу на массовый рынок потребления.

Современный чайный пакетик

Пакетик пережил не только долгий путь поиска подходящего материала, но и подбор видов соединения. В качестве соединительных элементов использовался клей, который выделял токсины в воду, нитки и т.д. Но в 1950 году упомянутая выше компания Teekanne презентовала новинку: двухкамерный пакетик с креплением скобами. А компания Lipton запатентовала двойные чайные пакеты. Все это, по мнению производителей, должно было положительным образом повлиять на скорость заваривания и на вкус напитка.

пакетики Липтон

Металлические скобы, как и фильтр-бумага, используются в производстве пакетиков и по наши дни. В настоящий момент наиболее распространен такой набор составляющих фильтр-бумаги:

  • от 65 до 75% волокон древесины;
  • от 15 до 23% термопластика;
  • до 10% волокна манильской пеньки.

Такой состав позволяет пакетику не задерживать жидкое содержимое, не выделяя никаких вредных веществ при этом и не растворяясь. А с относительно недавнего времени в качестве материала стала все чаще использоваться термопластичная ячеистая сеточка. Однако сетка не подходит для мелких листьев или кусочков, поскольку ее поры крупнее, чем у бумаги.

Благодаря удобству заваривания пакетированный чай быстро разошелся по странам и завоевал невероятную популярность: в одной только Британии к 1968 году доля чайных пакетиков в потреблении чая возросло с 3 до 96%! Не отставали и производители, стремившиеся предложить покупателям что-то революционно новое, например, форму в виде пирамиды или круглый пакетик без нитки.

Современный чайный пакетик

Современный чайный пакетик

В России пакетированному чаю насчитывается не так много лет. На отечественном рынке он появился в 90-х годах и сначала не пользовался популярностью, но затем пристрастие к пакетированному напитку в очень короткие сроки выросло до 60%.

Качество пакетированного чая

Вопреки распространенному мнению, что в подобный чай идет одна лишь пыль, остатки с чайного производства, некоторые изготовители производят пакетики с дорогими премиальными сортами на основе отборных листьев. Однако в массовой продаже найти что-то подобное достаточно сложно: следует обращаться в специализированные магазины.

Использующееся для пакетиков сырье действительно находится в категории «dust», или «пыль», но это маркировка размера, а не качества. Откровенно недобросовестные изготовители действительно могут упаковывать чайные отходы от переработки и усиливать вкусовой эффект различными добавками. Поэтому при покупке стоит доверять проверенным изготовителям. И помните, что даже самый отличный чайный пакетик не заменит полноценной церемонии с заваркой в чайнике!